APROPOS
Логин: Регистрация

Пароль: (Забыли пароль?)



Мастерская игры


Настольные игры уже давно, прочно и надолго вошли в жизнь многих людей. Сегодня они переживают своего рода ренессанс. А ведь еще недавно, буквально пару столетий назад, «настолки» (как ласково называют их «адепты») подвергались незаслуженному забвению. Подобно Олимпийским играм, реанимированным Пьером де Кубертеном в 1896 году, настольные игры вновь обрели популярность в конце 19 века, и число их поклонников сегодня только увеличивается.

Феномен

В мире ежегодно проходит несколько специализированных фестивалей, и каждый - со своей премией лучшим настольным играм года. Для увлеченных особ проводятся турниры местного и международного масштаба. Что это, как ни показатель признания мировой общественности, уставшей от экономических интриг, плетущихся в реальном, «взрослом», мире, и близорукой от многочасового просиживания за видеоиграми?

Секрет настолок, благодаря которому они вновь стали столь популярны, кроется в организации самого процесса. Во-первых, большинство настольных игр рассчитано на двух и более участников, а значит, игра – это и прекрасное средство общения, и переживание ярких эмоций, и азарт без разрушительных последствий. Во-вторых, это одна из немногих форм досуга, способных за одним столом собрать и детей, и взрослых. В-третьих, настольные игры универсальны с точки зрения места и времени проведения. Будет это кафе или коврик у камина, обеденное время или глубокая ночь, значения не имеет. И наконец, большинство из них содержат техники, развивающие те или иные навыки: логику и абстрактное мышление, искусство коммуникации и концентрацию внимания. Игра приобретает статус великолепного терапевтического средства, доступного и мало затратного.

История

Настольные игры известны человечеству более шести тысячелетий. Игромания охватывала весь древний мир, и каждый народ аккумулировал окружающую действительность в определенный свод правил. Для древнего человека игра была одновременно путем переживания событий и способом элементарно «убить время», а для современного исследователя информация о таком виде развлечений - дополнительный источник знаний о быте и мировосприятии исчезнувших цивилизаций.

Так, в Древнем Египте появилась одна из первых игр – сенет, схожая с современными шашками. Ацтеки играли в патолли (Patolli) вплоть до вторжения конкистадоров. В Индии особой популярностью пользовалась национальная игра пачиси (Pachisi). Император Akbar построил даже специальный игровой зал с выложенными из мрамора на полу клетками для этой игры. 16 молодых рабынь из гарема играли роль фишек, перемещаясь по приказам владыки и его партнеров по игре.

Особняком в истории настольных игр стоит Древний Китай с присущей ему философией созерцания и единства противоположных начал. Где, как ни здесь могла зародиться игра, ставшая впоследствии лучшим ее образчиком для всех времен и народов, - игра Го. Сегодня ряд школ рассматривают Го скорее как искусство и даже философию, пытаясь в ее категориях описать весь мир и предугадывать будущее. Самое удивительное, у них получается!

Игра «Пачиси»

Игра «Пачиси» – игра зародилась около 500 г. в Индии. В России в начале 20 века один из ее вариантов был известен под названием «Не сердись, дружок». В пачиси играли шестнадцатью фишками c двумя игральными костями на специальной доске с изображением креста и четырёх кругов (домов) по углам. В начале игры каждый игрок выставлял свои фишки в один из домов. Цель игры заключалась в том, чтобы, пройдя полный круг сперва по внешней дорожке креста, а потом по внутренней, довести их до центрального поля.

Игра «Го»

Игра «Го» – в Китае эту игру образно называли «беседа рук» или «разговор руками», подчеркивая диалог, устанавливающийся между соперниками. И нет ничего удивительно в том, что процесс игры облекался в форму церемониала. Считается, что сама «игра в бисер», описанная в романе Германа Гессе, в основе своей имела традиционные правила игры Го. Некоторые игроки воспринимают Го как модель человеческого бытия, руководствуясь ее основными правилами игры в повседневной жизни. Среди них: «Не клади все яйца в одну корзину», «Не сжигай за собой мосты» и «Не ломись в открытую дверь»

Игра «Сенет»

Игра «Сенет» - старейшая из известных игра шашечного типа, упомянутая в «Книге мертвых» и мифах. Египтяне верили, что ее изобрел древнеегипетский бог знаний Тот, и часто изображали на рельефах. По преданиям, сама царица Нефертари любила играть в сенет с собственной судьбой, победа в партии означала для нее счастливое преодоление всех опасностей и новую жизнь.

Игра «Патолли»

Игра «Патолли» - для ацтеков имела ярко выраженное религиозное значение, поэтому европейскими захватчиками искоренялась жестоко и планомерно. Игра трактовалась индейцами как магическое действие, имитировавшее периоды и передвижения небесных тел, и являлась формой ритуального гадания, по которому определялось будущее.


Наши дни

По всей видимости, склонность человека к игре заложена в генах. Но в детстве мы вряд ли об этом задумываемся. Куда важнее тот азарт, то волнение, с которыми мы, подчас сами не осознавая, погружаемся в нарисованный на картонке мир.

Современные настольные игры гораздо разнообразнее и, как правило, сложнее, чем их предшественники. Здесь каждый найдет себе что-нибудь по вкусу.

• В экономических играх между участниками разворачивается сражение за ресурсы и территории. За примером далеко ходить не надо - это всем известная Монополия, а также Settlers of Catan, Carcassonne.

• К военным стратегиям относят глобальные военные игры, где борьба идет на уровне стран и регионов. Две наиболее яркие – Риск и Дипломатия.

Бродилки /Собиралки - здесь основной задачей является достижение определенной точки на игровом поле или поиск /сбор заданных предметов, как, например, в Сумасшедшем лабиринте или Эльфенланде.

• В играх-детективах игроки должны определить точную картину преступления. Самый удачный пример этого жанра – Мафия, осваивающая сегодня телевизионные экраны и клубные пространства.

• Разумеется, и по сегодняшний день свою популярность сохраняют классические логические игры, такие как, скажем, шахматы, шашки, ГО, домино и т.д.

Его Величество Игра, являясь частью современной социально-культурной сферы, идет в ногу со временем и ежегодно продуцирует новые виды и типы. Так, на наших глазах рождаются Cross-media игры – гибриды настолок и современных медиа-технологий. В них помимо хорошо известных атрибутов (поле, кубики и т.д.) используется мультимедиа диск или, скажем, мобильный телефон. К этому классу игр можно отнести смс-шахматы, где для отображения игровой ситуации используется обычная шахматная доска, а сама игра происходит через обмен ходами по SMS. По этому же принципу построена и видеоигра «Atmosfear», в комплект которой входит DVD диск. Фишки игроков перемещаются по игровому полю на столе, а вот сами задания и инструкции они получают с экрана телевизора, обратная связь осуществляется при помощи-пульта DVD-проигрывателя. А ведь это только начало.

 

Игры Будущего


Благодаря канадским ученым из Королевского Университета Онтарио, настольные игры не только не устаревают, но приобретают все более современный вид. Сегодня настольный хай-тек находится на стадии разработки, и ученые дают себе фору в 5-10 лет, чтобы окончательно довести уникальную технологию до ума. Но уже и так понятно, во что мы будем играть со своими детьми (и внуками) через пару десятилетий. На первый взгляд, вся технология выглядит как набор белых шестиугольников, взятых из игры «Settlers of Catan». Но при помощи расположенных на некоторой высоте камеры и проектора каждая карточка превращается в «компьютер», показывающий изображения и видео. Такое решение предваряет приход более совершенных систем, основанных на тонкоплёночных дисплеях из органических светодиодов (миниатюрных OLED дисплеев), способных в отсутствие дополнительных электронных устройств отображать любую графическую информацию. «Мы просто представили, что они уже существуют, и что мы можем с ними сделать», – говорит ученый-разработчик. Действительно, сегодня достаточно просто вообразить динамическое игровое поле, созданное на горизонтально расположенном жидкокристаллическом мониторе c функцией touchscreen, и станет понятно, что игровые чудеса все еще впереди.


Дарья Новоселова

Наверх
КСТАТИ

В конце прошлого века в Великобритании был проведен уникальный эксперимент. В качестве подопытных выступала среднестатистическая семья из мамы, папы и двух детей, которых просили в течение недели не пользоваться электроэнергией и, соответственно, всеми бытовыми приборами, начиная от тостера и заканчивая мобильным телефоном.










Женский журнал A’Propos © 2020 | Создание сайта OLIMP