APROPOS
Логин: Регистрация

Пароль: (Забыли пароль?)



Мультиязычные дети


В детстве мама с папой не раз говорили мне: «Учи, дочь, английский. Вырастешь – уедешь жить за границу». Двадцать лет назад знание иностранного языка было скорее роскошью и открывало двери в светлое будущее. Сегодня это становится нормой.

Стихийная глобализация, сужение пространственно-временных границ до размеров смартфона последней модели в руках, растворение национальных ценностей и ориентиров в котле мировой культуры – все это является благодатной почвой и одновременно мощным стимулом для воспитания «мультиязычных» детей. И вопросы, которые сегодня должен решать родитель в рамках образования для своего чада, сводятся не к известной дихотомии «да или нет», но к путям достижения поставленной цели.


«С какого возраста изучение иностранного языка наиболее эффективно?»

Владение иностранным языком становится в нашей стране нормой. Многие мамы и папы давно уже это поняли и задаются вопросом: когда надо начинать, когда малышу едва исполнился год, или отложить это до более позднего возраста? Жизнь грудного младенца наполнена впечатлениями и открытиями. В первые годы жизни ребенок получает огромное количество информации. Но стоит ли тратить время, силы и внимание малыша еще и на иностранные языки?

Если же вы все-таки решили обучать малыша иностранному языку, то как же определить возраст «готовности» ребенка? Начинать можно только в момент, когда малыш свободно владеет родным языком. Не раньше, чем ребенок в совершенстве овладеет родным, научится использовать в речи сложные грамматические конструкции. Естественно, что ребенок до года на такие подвиги не способен. Оптимальным для начала изучения иностранного языка, по мнению многих психологов, считается пятилетний возраст.


«Что дает раннее обучение иностранному языку?»

  Знание иностранного языка открывает для человека широкие возможности: это и знакомство с интересными людьми, и посещение новых стран, и постоянное расширение кругозора. Малыш, пытаясь разговаривать, схватывает слова на лету, и язык как будто «входит» в него без видимых усилий. А недавно появилось сенсационное сообщение английских ученых о том, что люди, с детства владеющие двумя и более языками, в старости отличаются более ясным умом.


«Есть ли подводные камни раннего изучения иностранного языка? Как родителям избежать их?»

Умственные перегрузки в раннем возрасте перетягивают силы организма на интеллект в ущерб другому развитию. При обучении ребенка иностранному языку очень важно учитывать состояние речи ребенка. Если у малыша имеются нарушения звукопроизношения, связной речи, грамматического строя, задержка речевого развития – с изучением иностранного языка лучше повременить, особенно, если ребенок посещает логопеда.


«Как мотивировать ребенка на занятия по иностранному языку?»

Дети разные по поведению, поэтому и способы обучения могут быть разные. К примеру, дети общительные легко учат стишки, песенки и с удовольствием преподносят их публике в артистической форме. Замкнутым и стеснительным предпочтительнее занятия в индивидуальной форме, с преподавателем, а еще лучше с мамой. Шалопаи будут в восторге от уроков, требующих двигательной активности в отличие от занятий за столом. Детям-педантам во всем подойдет методика, в которой предусматривается последовательное изучение лексических тем. Наблюдательным детям больше понравятся видео-уроки или мультипликационные фильмы на изучаемом языке. Интерактивные программы обучения – отличный инструмент для детей, склонных к компьютерным играм.

Какой бы метод обучения вы не выбрали, придерживаться нужно общих рекомендаций. Обучение должно проводиться в игровой непринужденной обстановке, без принудительных занятий и обязательных домашних заданий. Не нужно сравнивать одного ребенка с другим и при проверке усвоенного материала постоянно указывать на его ошибки. Лучше акцентировать внимание на новых достижениях, это будет мотивировать ребенка к дальнейшему изучению языка.


«Какой способ изучения иностранного языка наиболее эффективен для детей дошкольного возраста?»

Одна из главных проблем, которая встает перед родителями, желающими обучить младенца иностранному языку – это выбор методики обучения. Предпочтение стоит отдать оригинальным методикам, разработанным в стране изучаемого языка и соответствующим психологическому складу ребенка.

Но! Ни одна из существующих традиционных методик не подходит для малышей первых пяти, а то и семи-восьми лет жизни. Ребенка дошкольного возраста надо вводить в иностранный язык, как в родной. Припомним, как это происходит у новорожденных. С момента рождения ребенок слышит речь взрослых, обращенную друг к другу и к нему самому. Мы разговариваем фразами. А отдельные слова выделяем голосом, показывая предмет или картинку, иллюстрирующую слово или объясняем жестами. Постепенно, по крупинкам, по слову, малыш начинает понимать нашу речь и пытается говорить те слова, смысл которых он хорошо понимает. Он смотрит телевизор, слушает песенки, стихи и сказки. И так далее. Активная речь складывается постепенно, по мере понимания все большего числа слов. Такой же подход стоит использовать и в обучении иностранному языку. Нужно просто много говорить при ребенке, читать ему двуязычные книги, смотреть видеозаписи на изучаемом на языке, повторяя одну и ту же запись много раз. Понимание речи и активное включение в нее придет постепенно, возможно, не так скоро, как вам бы хотелось. Но оно будет твердым, уверенным. И только после того, как ребенок начнет говорить на языке, можно постепенно начать вводить письменную речь.

Независимо от того, будет малыш учить язык дома или на курсах, занятия должны проходить только в непринужденной, игровой форме. Не должно быть никаких парт, звонков, отметок, тетрадок с домашними заданиями. Не торопите малыша, ведь спешить вам абсолютно некуда. Радуйтесь любому успеху: новому слову, выученному стихотворению.

Даже если малыш уже хорошо умеет читать и даже писать по-русски, не спешите знакомить его с иностранной азбукой. Как и при освоении родного языка письменному периоду должен предшествовать устный, причем достаточно длительный. То же самое и с грамматикой: дети – прирожденные лингвисты, и, погружаясь в игре в языковую среду, малыш довольно скоро начнет улавливать закономерности в структуре изучаемого языка. Попытки же теоретически объяснить ему систему времен или правила построения предложения наткнутся на стену непонимания: ведь он и по-русски таких вещей еще не знает. Не стоит обольщаться: маленький ребенок может по-настоящему заговорить на иностранном языке, только если он окажется погруженным в языковую среду, но тогда начнет страдать родной. Но если правильно выбрать методику и систематически заниматься, вы можете создать хороший фундамент для серьезных занятий иностранным языком уже в школьном возрасте. Всему свое время!



Текст: Дарья Новоселова
Эксперты: Екатерина Кирсеева – детский психолог, арт - терапевт ФПСС (Фонд профилактики социального сиротства «Укрепление семьи»);
Лариса Беляева – детский психолог


Наверх








Женский журнал A’Propos © 2020 | Создание сайта OLIMP