APROPOS
Логин: Регистрация

Пароль: (Забыли пароль?)



Дети информационной эпохи


Логика развития современного общества такова, что медленно и верно мы движемся к миру, в котором обладание информацией становится приоритетной ценностью и важным конкурентным преимуществом. И если люди зрелого возраста могут оценить все преимущества данного социального процесса (прогресса ли?), то каково нашим детям?

Информационное общество версии 1.0

Логика развития современного общества такова, что медленно и верно мы движемся к миру, в котором обладание информацией становится приоритетной ценностью и важным конкурентным преимуществом. И если люди зрелого возраста могут оценить все преимущества данного социального процесса (прогресса ли?), то каково нашим детям? Их организм функционирует в направлении всестороннего изучения окружающего мира, каким бы этот мир ни был. И чем дальше, тем больше информации им придется пропустить через себя. Задумывались ли вы, что нашим детям придется заучивать больше исторических дат, анализировать больше литературных произведений – словом, аккумулировать больший объем знаний? И дело здесь не только в ходе истории и времени, а в той геометрической прогрессии, с которой информация увеличивается каждый день.

 

Работа в штатном режиме

Существует два рода знаний: базовые и оперативные. К базовым можно отнести весь накопленный исторический и культурный опыт, составляющий основу человеческого сознания и самоопределения: произведения искусства, исторические факты, продукты научно-технического прогресса. Оперативные знания мы получаем ежедневно через СМИ и собственный опыт. Оставив в стороне базовую информацию, которая всегда была, есть и будет, рассмотрим второй род информации, более агрессивной для восприятия, анализа и обобщения. Прежде всего, ее мощным источником остаются СМИ. На это, собственно говоря, они и рассчитаны – обеспечить аудиторию информацией в полном объеме. Вопрос в характере подачи и ее субъективной оценке, ведь как бы ни было заявлено об объективности и беспристрастности предлагаемого в СМИ материала, все мы прекрасно понимаем цену этого утверждения. Другое дело ребенок. Будучи задействованным в социальные процессы и определяя для себя приоритеты на основе полученной информации, он не может критически ее осмыслить, хотя бы потому, что не обладает информацией в полном объеме. Парадокс. Переизбыток информации, как ни странно, сродни ее недостатку. Наступает полная дезориентация в пространстве и времени. Только в первом случае, она вызвана отсутствием нужных для понимания данных, а во втором – невозможностью эти данные «обработать» или, как говорится, пропустить через себя. Ребенок с «захламленным» разумом в большинстве случаев просто не способен получить сколько-нибудь важные знания, как бы он ни старался. Как правило, в таком состоянии он получает минимальные и не всегда качественные сведения. И возникает другой вопрос: как их понять. К сожалению, здесь начинается работа того самого несчастного сознания. В итоге на этот и без того минимум начинают накладываться чужеродные образы из повседневной жизни, что приводит к эффекту «кривого зеркала». И тогда уже не знания работают на человека, а он на информацию. И все бы ничего, но ребенок находится в социуме. У него возникла идея, новое осознание, новая мысль. Как хочется поделиться ей с другими. И это искаженное знание получает огромную подпитку, а порой и развитие. Будто вирус питается ресурсами своей жертвы.

Угроза вирусной атаки

Но куда опаснее для детской психики могут быть современные информационные технологии. Стремительное развитие электронных средств информации и коммуникации заставляет задуматься над тем, как они влияют на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения. Проблема «взаимоотношений» детей и информационных технологий обсуждается еще с тех пор, когда последние (в том числе доступ к глобальной сети) только начали появляться в широком доступе. Эволюция мнений по этому вопросу прошла от категорического запрета до неограниченного разрешения. Эти две крайности – только полюса одной проблемы, решить которую нельзя ни первым, ни вторым способом.

Сбой системы

Несмотря на то, что ребенок «открыт» для всего нового, пропускная способность его мозга в количественном плане все равно ограничена. Но основная проблема избыточной информации заключается в ее качестве. Только небольшая доля всех поступающих сведений актуальна. Все остальное является «фоном», который «складируется» в глубинах психики. Когда обширный «склад» в подсознании не соответствует генеральной линии поведения ребенка и тех, кто по идее должен выступать для него примером, то есть родителей, его начинают одолевать тягостные противоречивые мысли. Возникает внутренний конфликт, и ребенок перестает жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, теряет себя. Обвиняя информационные технологии в негативном влиянии на ребенка, педагоги и медики одним из последствий часто называют падение уровня текстового мышления, то есть умения адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать тексты, а также создавать собственные. В последнее время наблюдается рост количества детей, страдающих дисграфией и дислексией – расстройствами, связанными с нарушением письменной речи. По мнению психологов, у таких детей часто развивается агрессия, различные страхи и фобии. А если учесть тот факт, что рано или поздно ребенок начинает пасовать перед неохватным, как ему кажется, объемом данных, то можно представить, в каком кошмаре ежедневно пребывают наши дети.

Перезагрузка

Когда включаются неосознанные механизмы психологической защиты от избыточной информации, зрелый человек говорит: «Мне надоел телевизор, надоело радио, надоело читать», и убирает нежелательный фактор из своей жизни. У детей и подростков это не работает, поэтому они часами сидят перед телевизором или сутками играют в компьютерные игры. В данном случае регулировать получение информации в качественном и количественном отношении должны родители. Если этого не сделать, у телевизора вырастет человек с подавленной психикой, перекормленной искусственными «идеалами и ценностями». Кроме того, справиться с ситуацией помогает изменение системы отношений – к себе, к семье, к окружающему миру. Ребенку необходимо общение, причем живое, не виртуальное. Общение с близкими, которое эмоционально укрепляет его и помогает в развитии. Общение с ровесниками, закладывающее в нем социальные навыки. Помните, ребенок должен отдыхать, при этом проявлять интерес к тому досугу, который предлагают ему родители. Важно организовать свободное время ребенка так, чтобы ему и в голову не приходило потратить его на сидение перед экраном телевизора или компьютера.

Работа над ошибками

Посмотрите, чем занимается ваш ребенок в настоящую минуту. Сидит он в интернете или перед экраном телевизора? Играет в компьютерную игрушку или осваивает возможности новой социальной сети? Конечно, не стоит полностью ограждать детей от благ информационного общества, ведь не вычерпать всей воды из дырявой лодки. Нужно лишь доказать ребенку то, что окружающий его мир намного лучше выдуманной сказки.

 

Текст: Дарья Новоселова
Эксперты: Екатерина Кирсеева – детский психолог, арт - терапевт ФПСС (Фонд профилактики социального сиротства «Укрепление семьи»);
Лариса Беляева – детский психолог

Наверх
КСТАТИ

Сегодня серьезные ученые открыто заявляют о развитии новой науки – психоэкологии, в которой есть понятия «информационное поле личности» и «информационное загрязнение».










Женский журнал A’Propos © 2020 | Создание сайта OLIMP